Лекция № 9. Учреждение «трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» как орган по досудебному урегулированию коллективного трудового спора.

Лекция № 9. Учреждение «трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» как орган по досудебному урегулированию коллективного трудового спора.

Кто создал?

Цель создания?

Основные задачи, которые решает «Трудовой арбитражный суд»

Начало формированию правовой базы в области коллективных трудовых споров послужило принятие в 1989 году Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Закон регулировал порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) между трудовыми коллективами и администрацией предприятия, учреждения.

20 мая 1991 года принят Закон СССР № 2179-1 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Данный закон также регулировал порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) между администрацией предприятия, учреждения и трудовым коллективом или профсоюзом, с другой стороны.

На протяжении длительного периода времени в нашей стране господствовали социалистические трудовые отношения, где работодателем, прямо ли, косвенно выступало государство. Предполагалось, что у работников не может быть конфликтов с таким работодателем, в крайнем случае, такие конфликты могли быть минимальными и уж никаким образом не могли носить характер коллективных. С переходом на рыночные условия развития экономики трудовые конфликты стали частью экономической и социальной жизни.

Не надо забывать о том времени, когда нерешение социальных вопросов     социальными     партнерами     приводило     к     массовым выступлениям  работников и     росту забастовочного движения,  что было характерно для 90-х годов.

Можно сказать, что в условиях социально-экономических преобразований работники и работодатели стали более глубоко осознавать свои интересы, права, обязанности и необходимость их защиты.

23 ноября 1995 года был принят Федеральный закон РФ № 175 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

В условиях перехода к рыночной экономике в целях цивилизованного разрешения трудовых конфликтов актуальным стало создание системы социального партнерства.

Начав движение к рыночным отношениям, Россия предпочла декларировать принципы, складывающиеся в так называемую согласительную модель, которая отвечает принципам социального партнерства, обозначенном в Указе Президента от 15.11.91 г.

Указом Б.Н. Ельцина от 15 ноября 1991 года № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» было признано целесообразным, ввести в практику ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально- экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей.

Социальное партнерство прежде всего реализуется в форме: коллективных переговоров по разработке и заключению коллективных договоров и соглашений (Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.1992г).

В 1992 году было принято первое двухстороннее соглашение между Правительством города и объединением профсоюзов города Москвы, а 1993 году впервые в Москве было заключено трехстороннее   соглашение       между    Правительством    города    и объединением профсоюзов и объединением работодателей города Москвы. Московское трехстороннее соглашение, как документ, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и экономических отношений в городе Москве, социальные нормативы и программы, социальные гарантии и взаимные обязательства, единые для города социально-трудовые нормативы наиболее наглядно отражает развитие социального партнерства. Результаты социально-экономического развития находят свое конкретное отражение в этом важнейшем документе, что дает возможность судить о результатах такого развития по его содержанию.

На общероссийской конференции, проходившей в Москве в 1997 году была принята концепция о необходимости принятия регионального законодательства о социальном партнерстве.

Закон «О социальном партнерстве», от 22 октября 1997 года принятый в г. Москве впервые законодательно закрепил практику взаимодействия сторон социального партнерства.

О продолжающемся развитии социального партнерства говорит и создание в Москве структуры социального партнерства в административных округах - окружные Советы.

Несмотря на то, что сам принцип социального партнерства возник в нашем обществе несколько лет назад, он уже успел отразиться в правовых документах, и прежде всего в нормах Конституции РФ (ст. 15, 37), Кодексе законов о труде, ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», ФЗ от 12 января 1996 года «О неккомерческих организациях», ФЗ от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Социальное партнерство призвано обеспечить цивилизованное

разрешение трудовых конфликтов в интересах всех заинтересованных сторон, то есть работников, работодателей и государства. Таким образом, государство создало правовую базу, которая позволила каждой из этих сторон, будь то профсоюзы или работодатели создавать объединения, организации для защиты прав, законных интересов работников, работодателей, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и т.д.

Коллективные трудовые споры возникают между социальными партнерами, и поэтому их задача - работать на предотвращение трудовых конфликтов, а в случае их возникновения социальные партнеры должны нести ответственность за создание условий для разрешения трудовых споров, а именно- создать структуру для рассмотрения коллективных трудовых споров в рамках системы социального партнерства.

Социальные партнеры г. Москвы выбрали путь создания организации для разрешения коллективных трудовых споров в рамках социального партнерства.

В 1999 году они выступили  с инициативой  создания в Москве в модельного трудового арбитражного суда.

6 октября 1999 года на конференции Международной организации труда на тему «Социально-трудовая сфера: Преодоление негативных последствий переходного периода в Российской Федерации» было поддержано предложение социальных партнеров города Москвы о необходимости создания добровольных трудовых судов в рамках трехсторонней комиссии для разрешения коллективных трудовых споров. Поддержку
участников конференции МОТ можно объяснить тем, что специализированные трудовые суды в большинстве стран Западной Европы существуют и достаточно эффективно функционируют.      Большинство коллективных  споров рассматриваются с использованием примирительных процедур. Этот подход достаточно компромиссный и особенность его состоит в том, что сами социальные партнеры участвуют в разрешении коллективных трудовых споров.

Нельзя не вспомнить о Рекомендации МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (29 июня 1951 года), в соответствии с которой с целью предупреждения и разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися должны создаваться органы по добровольному примирению, соответствующе национальным условиям.

В рамках программы Тасис, разработанной Европейским Союзом в целях содействия развитию экономических и политических связей между Европейским Союзом и странами-партнерами был утвержден проект Тасис -9707 «Социальное партнерство и трудовые споры». Участники проекта Тасис со стороны Министерства труда и социального развития РФ, ФНПР и Объединения работодателей России в целях реализации проекта по разработке специальных адаптированных к российским условиям решений трудовых споров в сфере социального партнерства и трудовых отношений, а также учитывая рекомендации Международной конференции МОТ (1999 г.) приняли решение провести в Москве эксперимент по созданию модельного трудового суда по разрешению коллективных трудовых споров.

Для реализации проекта по созданию экспериментального модельного трудового суда в Российской Федерации (Московский регион) Правительством Москвы в лице Первого Вице- Премьера Швецовой Л.И. был утвержден план мероприятий, согласованный с МФП, МОТ, Комитетом труда и занятости Правительства Москвы, МКП и П, проектом Тасис.

Итогом было создание в 2001 году в Российской Федерации трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.

Не случайно такое учреждение создано именно в Москве, причем с учетом европейской практики, международными стандартами и посредством вышеназванной программы Евросоюза. Ведь социальная стабильность в Москве имеет общегосударственное значение, а опыт Москвы в разрешении социальных проблем, как правило, положительно воспринимается другими субъектами РФ.

Документы для создания Трудового арбитража были разработаны в рамках международного Проекта Евросоюза Тасис и утверждены Постановлением Правительства г. Москвы от 11.09.01г. № 840-ПП «О создании учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров»».

Учредители учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров»: от Правительства Москвы - Департамент общественных и межрегиональных связей, от московских объединений профсоюзов - Московская федерация профсоюзов, от московских объединений промышленников Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей).

Таким образом, впервые в Российской Федерации, в городе Москве в системе социального партнерства в 2001 году создана специализированная структура для досудебного рассмотрения коллективных трудовых споров - Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».

В открытии суда принимали участие Министр труда, представители Правительства Москвы, профсоюзов города Москвы и др. ответственные лица.

Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» зарегистрировано, в качестве юридического лица 1 апреля 2002 года.

В ноябре 2003 года в Москве в Октябрьском зале Дома Союзов прошла общероссийская научно- практическая конференция «Перспективы развития в России системы разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров»

Участие:

420 представителей органов      законодательной, исполнительной, судебной власти, объединений профсоюзов и работодателей, органов по труду, науки из 54 регионов субъектов Российской Федерации, в том числе из 36 областей, 13 республик, 3 краев, 2 автономных округов, руководители 6 территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров. В конференции приняли участие представители международных организаций, а именно: представители Европейского Союза, представители международного проекта «Трудовое законодательство и арбитраж».

Результат: участники конференции одобрили создание «Трудового арбитражного суда» и необходимость создания института досудебного урегулирования трудовых споров, в том числе в регионах РФ, принята резолюция о мерах в целях повышения эффективности разрешения трудовых споров.

В закон г. Москвы «О социальном партнерстве» 19. 05. 2004 года включена статья 9.1, дающая возможность социальным партнерам создавать специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров. Таким образом, создана структура рассмотрения коллективных трудовых споров в не только рамках системы социального партнерства, но и в рамках действующего законодательства.

В Московское трехстороннее Соглашение, в окружные соглашения ежегодно включаются положения об обращении, в случае возникновения коллективных трудовых споров по вопросам Соглашения, в Учреждение «Трудовой арбитражный суд» и выполнении его рекомендаций. Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей, Московская Федерация профсоюзов рекомендует включать в коллективные договоры и отраслевые соглашения положения о передаче в случае возникновения коллективного трудового спора его рассмотрение в Учреждении «Трудовой арбитражный суд».

Распоряжением № 5 от 15 августа 2002 г. Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и социального развития РФ утвердил список арбитров Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров (50 человек). Два трудовых арбитра входят в состав Московской трехсторонней комиссии и участвуют в урегулировании трудовых конфликтов организаций.

Трудовые арбитры прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области трудового законодательства.

Большую помощь в оказании помощи «Трудовому арбитражному суду», в том числе по подготовке специалистов в области урегулирования коллективных трудовых споров оказал второй проект Тасис. В рамках международного проекта ЕС Тасис JBPP 2001 «Укрепление примирительных и арбитражных процедур при разрешении коллективных трудовых споров на региональном уровне в РФ на примере городов Берлин-Москва».

Проект начался 19.12.2002 года и продолжался 18 месяцев.

Участники проекта - представители Сената Берлина, судебных органов Германии, арбитры Трудового арбитражного суда, представители социальных партнеров Москвы, пред­ставители законодательных и исполнительных федеральных орга­нов власти.   Цель проекта - оказание помощи «Трудовому арбитражному суду».

Была разработана программа, которая предусматривала проведение 7 мероприятий: двух конференций, деловой игры, 4х семинаров по изучению опыта разрешения трудовых споров в странах Европы.

В рамках программы обучались не только трудовые арбитры, но и социальные партнеры, как Москвы, так и других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, уже сегодня «Трудовой арбитражный суд» может предложить высокую квалификацию и качество арбитражного разбирательства.

В настоящее время «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных споров» обратился в Федеральную службу по труду и занятости для утверждения обновленного списка трудовых арбитров.

Преимущество созданной специализированной организации по досудебному урегулированию коллективных трудовых споров позволяет оперативно получать информацию о возникших трудовых конфликтах и своевременно принимать меры по их предотвращению.

Деятельность созданного Учреждения никоим образом не пересекается и не заменяет деятельность судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов РФ.

Деятельность «Трудового арбитражного суда»

«Трудовой арбитражный суд» не занимается самостоятельно разрешением коллективных трудовых споров, это не его деятельность, а результат, на который направлена его деятельность.

Действующий в качестве негосударственного механизма разрешения споров трудовой суд, по сравнению с судами общей юрисдикции  представляет     ряд     преимуществ,     таких     как специализация          в       вопросах       касающихся       фактических взаимоотношений сторон, быстрота и экономичность, отсутствие публичности в деятельности, в отношении времени и места разрешения спора.

Учреждение не принимает решений, т.к. решения выносятся составом арбитров, то есть не подменяет трудовой арбитраж, а обеспечивает его деятельность путем предоставления помещения, специально спланированного и оборудованного для работы арбитража, материально- технической базы (компьютеры, средства связи, факс, ксерокс, юридическая литература).

Учреждение     решает     вопросы профилактического характера, оказывает постоянную консультативную помощь социальным партнерам, как в предупреждении возникновения коллективных трудовых споров, так и их урегулировании.

Перечень документов

необходимых для обращения в учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" за разрешением коллективного трудового спора:

  • Заявление от субъектов споров по существу спора.
  • Копия соглашения о рассмотрении коллективного трудового спора в учреждении "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров" и признании решения обязательным для исполнения.
  • Документы и материалы по существу спора (коллективный договор, иные локальные нормативные акты и т.д.).
  • Документы о выдвижении требований работниками и доказательства, подтверждающие их отклонение работодателем.
  • Решение о создании примирительной комиссии.
  • Протокол разногласий заседания примирительной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора или акт, составленный в случае уклонения одной из сторон от участия в работе примирительной комиссии.
  • Соглашение о приглашении (назначении) посредника (если спор рассматривался с участием посредника)
  • Протокол разногласий совместного заседания представителей сторон и посредника по рассмотрению коллективного трудового спора (если спор рассматривался с участием посредника).
  • Документы, подтверждающие полномочия представителей сторон.

Назад