Работа по созданию правовой базы

Взаимоотношения сторон социального партнерства регулируются нормами Трудового кодекса РФ. Накоплен немалый опыт заключения и реализации генеральных, отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров. Решение многих социальных проблем осуществляется на договорной основе.

По инициативе Трудового арбитражного суда в Генеральное Соглашение между Общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 годы включено положение о содействии сторонами социального партнерства деятельности Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.

В рамках системы социального партнерства Московская трехсторонняя комиссия проводила работу по подготовке изменений в законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 года № 44 "О социальном партнерстве"". Активное участие в этой работе принял Трудовой арбитражный суд. Проект Закона внесен Правительством Москвы в Московскую Городскую Думу. В мае 2004 года Московская Городская Дума приняла Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 22 октября 1997 № 44 "О социальном партнерства" ".

Закон дополнен статьей, дающей возможность социальным партнерам создавать специализированные организации для досудебного рассмотрения коллективных трудовых споров.

Московское трехстороннее соглашение предусматривает обязанность сторон - социальных партнеров - в случае возникновения коллективных трудовых споров передавать их на рассмотрение учреждению и выполнять его рекомендации.

Аналогичные положения включают в свои отраслевые соглашения профсоюзы и объединения работодателей.

В соответствии со ст.404 Трудового кодекса РФ социальные партнеры передают коллективный трудовой спор в Трудовой арбитражный суд при условии заключения соглашения.

Сорок процентов предприятий г. Москвы включили в коллективные договоры положение о согласии передавать коллективные трудовые споры на рассмотрение в Трудовой арбитражный суд.

В Московское трехстороннее соглашение, окружные соглашения на 2004 год включено положение по содействию сторон социального партнерства Трудовому арбитражному суду и проведению совместной работы по обобщению и распространению опыта урегулирования коллективных трудовых споров, о привлечении специалистов Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров.

В 2011 году принят Федеральный Закон 334-ФЗ, который внес внесен существенные изменения в Трудовой Кодекс РФ, касающиеся порядка разрешения коллективных трудовых споров. В частности в данным законом предлагается при региональных трехсторонних комиссиях создавать постоянно действующие трудовые арбитражные суды. В качастве прообраза структуры, предлагаемой к созданию в регионах РФ, является действующиее в Москве Учреждение "Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров". Наши предложения по регламенту работы постоянно действующего трудового арбитража были разработаны в рамках реализации проекта по развитию региональных систем урегулирования коллективных трудовых споров (страница сайта имеет аналогичное название).

Наши рекомендации по урегулированию  коллективных трудовых споров с учетом изменений, внесеных 334_ФЗ от 11.11.2011, размещены на сайте Учреждения в разделе "Публикации" 

По инициативе председателя Московской Федерации профсоюзов Чернова С.И. и учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» 23 июля в Министерстве труда и социальной защиты  РФ состоялось совещание, посвященное реализации Федерального закона 334-ФЗ от 22.11.2011 года. В работе совещания приняли участие: М.С. Маслова – директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства,  Чернов С.И.-председатель Московской Федерации профсоюзов, Блюм М.А. –начальник отдела социального партнерства Министерства труда и социальной защиты РФ, Казарцев С.П.- начальник отдела социального партнерства Федеральной службы по труду и занятости РФ, Андреева Г.Г. – зам. руководителя Правового Департамента ФНПР,   А.Ф. Вальковой - директор учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», Е.Д. Илясова - зам. директора учреждения, В.К.Кашин - ответственный секретарь учреждения, представители РСПП.

Принято решение: детально изучить опыт регионов РФ, уделить внимание организационно-правовой форме трудовых арбитражей, финансированию их деятельности, обучению трудовых арбитров. Предложено подготовить материалы по формированию постоянно действующих трудовых арбитражей и обсудить на рабочей группе Российской трехсторонней комиссии. 

25 декабря 2013 года подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством  Российской Федерации на 2014-2016 годы, в которое включены рассмотренные на совещании в Минтруде РФ предложения, а именно:

Пунктом 7.5 YII раздела «Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения» предусмотрены  обязательства сторон:

 изучить сложившуюся практику досудебного и внесудебного разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, в том числе деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, повышению эффективности и доступности действующих и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

провести консультации по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего разрешение коллективных трудовых споров, в том числе по вопросам порядка и условий проведения забастовок;

обобщить и расширить практику создания при соответствующих трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров;

разработать типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража);

провести консультации по вопросу создания при Комиссии постоянно действующего трудового арбитража.