Ситуация за 2018 год

28.03.2019

Анализ социально-трудовой обстановки и развития трудовых конфликтов в Российской Федерации (основные итоги 2018 года)

Источник: http://industrialconflicts.ru/lib/63/analiz_sotsialyno-trudowoy_obstanowki_i_razwitiya_trudo.html

Дата 22.01.2019

Материал

Мониторинг, анализ и прогнозирование социально-трудовых конфликтов - совместный проект Федерации независимых профсоюзов России и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, нацеленный на изучение актуальных конфликтов в жизни российского общества, разработку эффективных методов урегулирования и прогнозирования конфликтов, развитие конфликтологической науки, применение полученных знаний в практической и образовательной деятельности.

К окончанию 2018 года автоматизированная система сбора и обработки информации (АССОИ) Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (НМЦ «ТК») располагаетданными о более чем 970 СТК, зарегистрированных в РФ в 2012 – 2018 г.г.

Основополагающим принципом при мониторинге и обработке данных о формировании социально-трудовой обстановки в РФ и за рубежом и развитии социально-трудовых отношений является корректная работа с точной информацией СМИ и из других источников. АССОИ регистрирует и использует сведения о конфликтах в исходном виде. Объективная картина по характеристикам социально-трудовой обстановки достигается за счёт верификации каждой информационной единицы, помещённой в хранилище данных. При необходимости дополнительные сведения уточняются непосредственно в регионах посредством взаимодействия с профсоюзами и ОГВ. Полученные данные систематизируются и подвергаются контент-анализу по авторской методике, позволяющей сформировать достоверную картину социально-трудовых отношений.

Итоговый аналитический бюллетень за 2018 год подготовлен в разрезе федеральных округов и субъектов РФ и содержит данные о зарегистрированных социально-трудовых конфликтах (СТК) с учётом их распределения по отраслям, размерам и формам собственности предприятий, и другим существенным параметрам.

Сведения о причинах конфликтов, протестных действиях работников и ответных мерах работодателей, а также о вмешательстве органов государственной власти и надзорных ведомств в урегулирование СТК, итоги завершившихся конфликтов представлены в виде интегральных показателей с обоснованием выводов и прогнозов. В отдельных разделах представлены анализ развития социально-трудовой обстановки в моногородах, а также информация о смежных (связанных с трудовыми отношениями) конфликтах.

В представляемом анализе ретроспектива СТК и динамика изменения социально-трудовой обстановки в стране сделаны за период с 2016 по 2018 г.г. включительно и охватывают интервал, когда НМЦ «ТК» было зафиксировано максимальное количество СТК за последние шесть лет, а дестабилизирующие внутренние и внешнеполитические факторы оказывали наибольшее влияние на развитие социально-трудовых отношений в стране.

Для ясного понимания содержания аналитических документов, выпускаемых в рамках проекта, рекомендуем обращаться к разделу «Термины и определения» на сайте www.industrialconflicts.ru, так как значения живого языка могут отличаться от значения применяемых нормированных терминов.

В 2018 году НМЦ «ТК» зарегистрировал сообщения и события, содержащие информацию о социально-значимых действиях сторон трудовых отношений, описывающих развитие 166 (2016 год – 186 СТК, 2017 год – 172 СТК) социально-трудовых конфликтов (далее – СТК).

Общее количество событий (общественно-наблюдаемых), указывающих на зарождение, развитие и урегулирование СТК, протесты и действия властей, равно 452 (2017 год – 475).  СТК были зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения. По сравнению с прошлым годом, аналитики НМЦ «ТК» отмечают, что качественного улучшения состояния социально-трудовой обстановки и развития трудовых отношений не произошло. Некоторая стабилизация и незначительное снижение количества СТК (-4%), прежде всего, были связаны с формированием в течение года внутриполитической ситуации в стране: проведением выборов Президента РФ (первый квартал), смещением в летний период протестного потенциала в сферу смежных конфликтов - акций протеста против проведения новой пенсионной реформы (третий квартал) (слайд 11), и носили временный характер. В указанные периоды количество конфликтов снижалось, что видно на диаграмме распределение СТК по месяцам.

Вместе с тем, по оценке экспертов НМЦ «ТК», внутри конфликтов отдельные параметры и характеристики ухудшились и даже выросли, что свидетельствует об усилении противостояния между работниками и работодателями в прошлом году, и будет показано ниже.

В течение последних трех лет ярко выраженного роста или снижения количества СТК по федеральным округам не наблюдалось. Отмечаем только наметившееся плавное снижение СТК в СФО и СКФО. За последний год выросло число СТК в ЦФО, УФО, ДФО. База данных НМЦ «ТК» показывает, что на протяжении всего периода наблюдений (2012 – 2018 г.г.) наибольшее количество СТК было зарегистрировано в ДФО (162 СТК). Самыми проблемными субъектами в ДФО определены: Приморский край – 46 СТК; Забайкальский край – 28 СТК; Хабаровский край – 22 СТК. Вместе с тем, в Чукотском АО за весь период наблюдений не было зарегистрировано ни одного СТК. За этот же период наименьшее количество конфликтов было зарегистрировано в СКФО – 28 СТК. Самыми проблемными регионами на данной территории стали Республика Северная Осетия (13 СТК) и Республика Дагестан (11 СТК). В УФО - 125 СТК: наибольшее количество СТК протекали в Свердловской области (52 СТК) и Челябинской области (39 СТК). В ПФО - 128 СТК: наибольшее количество СТК протекали в Оренбургской области -18 СТК, Саратовской области -16 СТК и Пермском крае - 16 СТК. В Республике Мордовия не было зарегистрировано ни одного СТК. В СЗФО - 127 СТК: наибольшее количество СТК протекали в Санкт-Петербурге - 28 СТК, Псковской области - 20 СТК и Республике Карелия - 16 СТК. В ЦФО - 134 СТК: наибольшее количество СТК протекали в Москве - 35 СТК, Московской области -14 СТК, Воронежской - 11 СТК и Орловской областях - 11 СТК). В Рязанской области не было зарегистрировано ни одного СТК. В СФО - 115 СТК: наибольшее количество СТК протекали в Иркутской области - 22 СТК, Республике Хакасия - 20 СТК и Новосибирской области - 20 СТК. В Республике Тыва и Республике Алтай не было зарегистрировано ни одного СТК. В ЮФО - 74 СТК: наибольшее количество СТК протекали в Ростовской области - 20 СТК), Волгоградской области - 17 СТК и Республике Крым - 16 СТК). В Республике Калмыкия не было зарегистрировано ни одного СТК.

Конфликты протекали в 56 (66%) субъектах РФ, что на 6% меньше, чем в 2017 году (2017 – 61 (72%), 2016 – 58 (68%)). Наиболее конфликтными субъектами РФ в 2018 году, где регистрировалось наибольшее количество СТК, стали: Москва – 10 СТК; Сахалинская область – 7 СТК; Челябинская область – 7 СТК; Свердловская область - 6 СТК; Санкт-Петербург – 6 СТК; ХМАО – 5 СТК; Курганская область – 5 СТК; Оренбургская область – 5 СТК.

В 2018 году СТК были зафиксированы в 31 отрасли экономики (2017 – 37 отраслей, 2016 – 42 отрасли). В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности наиболее конфликтными стали: Обрабатывающие производства (39 СТК, 23%), Строительство (33 СТК, 20%), Транспорт (муниципальные пассажирские перевозки) (25 СТК, 15%) и Здравоохранение (19 СТК, 11%).

Динамика распределения СТК в основных отраслях экономики, за последние три года, демонстрирует относительную стабильность и неизменность показателей практически во всех сферах, за исключением: рост доли СТК на +6% в Здравоохранении. В этой отрасли в последние годы государством проводятся широкомасштабные мероприятия по улучшению ситуации, в том числе по росту зарплат сотрудников, тем не менее, зарегистрированы конфликты - в основном по причинам снижения уровня оплаты труда и сокращений. Отмечается устойчивое снижение доли СТК на предприятиях ЖКХ (-7%).

«Первая четверка конфликтных отраслей» продолжает оставаться неизменной в течение трёх последних лет.

Основными причинами возникновения СТК в 2018 году стали: полная невыплата заработной платы (62,7%) – главный и ведущий источник возникновения СТК в РФ, сокращение/увольнение работников (22,3%), снижение уровня оплаты труда (16,3%), которая заметно возросла в прошлом году, низкий уровень оплаты труда (10,8%), нарушение условий труда (15,1%), ликвидация предприятий (учреждений, организаций) (9,6%), угроза банкротства предприятия (9,0%).

В течение трёх последних лет в динамике распределения СТК по основанию причин возникновения изменений и перераспределений не происходит, и сформировались следующие тенденции:

- доля СТК, возникших по причинам невыплаты (задержки) заработной платы, по сравнению с прошлым годом снизилась несущественно (- 5%);

- выросла доля СТК, причинами возникновения которых стало общее снижение уровня оплаты труда (отсутствие индексации, изменение системы оплаты труда, снижение уровня оплаты труда, снижение покупательной способности заработной платы и т.д.)  (2016 год – 23%, 2017 год – 23%, 2018 год – 29%);

- значимой, по-прежнему, остается доля СТК зарегистрированных в связи сокращениями и увольнениями работников. Как правило, данные СТК возникают на предприятиях-банкротах и сопровождаются невыплатами расчетов в связи с организационно-штатными мероприятиями (2016 год – 24%, 2017 год – 22%, 2018 год – 22%);

- три года подряд растёт доля СТК возникших по причинам нарушений условий труда. В данных СТК, при защите трудовых прав работников, активную роль играли профсоюзные организации разных уровней и профцентров (2016 год – 7%, 2017 год – 11%, 2018 год – 15%);

- доля СТК, связанных с угрозами банкротства или прохождением процедуры банкротства предприятий, по сравнению с прошлым годом выросла на 2%;

- растёт доля СТК, связанных с невыплатой надбавок, доплат и компенсаций (2016 год – 6%, 2017 год – 9%, 2018 год – 13%);

- следует обратить внимание, что СТК, связанных с нарушениями условий действующих коллективных договоров, и проблемами с ведением переговоров между сторонами социального партнерства по заключению новых отношений или продлению ранее оформленных, зарегистрировано менее 2%.

В 2018 году увеличилась средняя продолжительность СТК, которая составила 28 дней (2017 год – 17 дней, 2016 год –16 дней), что вело к увеличению экономических потерь для предприятий и негативных последствий в трудовых отношениях.

Основные показатели длительности СТК характеризовались:

- 49 СТК (32% от числа завершенных) длились неделю и меньше, и, в основном, были связаны с невыплатой заработной платы, т.е. непосредственно с нарушениями со стороны работодателей трудового законодательства. Поэтому в урегулирование конфликтов оперативно вмешивались ОГВ и надзорные органы, что вело к быстрому решению проблем и завершению СТК. Доля СТК по праву составила 78%. По сравнению с предыдущими годами доля СТК, длительностью до недели, сократилась на 8%;

- по сравнению с прошлым годом, значительно сократилась доля СТК, которые длились от недели до месяца (в 1,4 раза). Эти СТК, как правило, возникали по нескольким причинам: кроме невыплаты заработной платы работники протестовали против нарушения работодателем порядка и правил при оформлении трудовых отношений, снижением уровня оплаты труда. Большинство СТК в этой группе были связаны с заработной платой. Доля СТК по праву составила 73%;

- в 2018 году увеличилась доля «длинных» СТК, продолжительностью от одного до трёх месяцев, полугодия и выше. Основными причинами данных СТК стали экономические и финансовые проблемы хозяйствующих субъектов: ликвидация предприятия (производства), учреждения, организации, угроза банкротства предприятия, остановка работодателем производства на неопределённый срок, и, как следствие, сокращение (увольнение) работников. Подобные СТК не разрешаются с помощью подключения ОГВ, так как не всегда работодатель нарушает законодательство. По это группе СТК доля конфликтов по праву составила 70%;

- впервые были зарегистрированы СТК, длительность которых превысила календарный год - ООО "Кингкоул Юг" и МУП "Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление";

- наибольшей длительностью характеризовались СТК, которые были зарегистрированы в Обрабатывающих производствах, Строительстве, Транспорте, Здравоохранении.

В 2018 году в 147 СТК (89% от общего числа СТК) (2017 год – 149 СТК (85%), 2016 год – 156 СТК (82%)) работниками применялись самые разнообразные формы защиты трудовых прав. Применяемые работниками активные, радикальные формы протеста в рамках СТК, выросли на +4%.

Вместе с тем, динамика последних трех лет демонстрирует постепенное снижение количества публичных активных (кроме забастовок) и непубличных (кроме угрозы забастовки) форм протестных действий. Данные показатели свидетельствуют, что в тактике действий работников по эффективной и результативной защите трудовых прав, начали использоваться другие формы достижения целей и удовлетворения заявленных требований: основные - коллективные обращения в адрес Президента РФ, Правительства РФ, надзорных ведомств, дополнительные - использование возможностей СМИ для привлечения внимания общественных институтов к проблемам работников и сопутствующие публичные заявления о намерениях проведения протестных акций.

В 2018 году работники 59 раз выходили на забастовку в ходе СТК (НМЦ «ТК» отмечает, что Росстат за период январь-ноябрь 2018 года, зарегистрировал всего 2 забастовки, в которых приняли участие 149 человек, потери рабочего времени составили 540 человеко-дней) (http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/info/oper-11-2018.pdf, стр. 115). В 2018 году наибольшее количество забастовок, в ходе СТК, зафиксировано в ЦФО, ДФО и ПФО. Чаще всего забастовки организовывали работники предприятий отраслей строительства, обрабатывающих производств и транспорта (муниципальные пассажирские перевозки). Динамика распределения забастовок по федеральным округам за последние три года показывает, что устойчивого территориального снижения или увеличения их количества не отмечено. Исключением стал ДФО, в котором зафиксировано трехкратное увеличение количества забастовок за последний год.

Эксперты НМЦ «ТК» отмечают, что снижения числа участников забастовок и других протестных действий не произошло, а средняя вовлеченность работников в СТК, которая составила в 2018 году - 42% (2017 – 23%, 2016 – 24%), по сравнению с прошлым годом выросла практически в 2 раза.

Максимальная вовлеченность работников в конфликты зафиксирована в Здравоохранении (где традиционно сильны профсоюзные организации) и Сельском хозяйстве. В наиболее конфликтных отраслях Обрабатывающих производств и Строительства вовлеченность работников находится на уровне средней.

 В ходе СТК, когда была установлена его продолжительность и численность участников забастовок (акций протеста), связанных с приостановлением работы (ст.142 ТК РФ) оценены потери рабочего времени, которые также выросли и составили около 28 400 человеко-дней (2017 год – 22 200 человеко-дней, 2016 год – 20 900 человеко-дней).

В 2018 году в 37 СТК (22%) интересы и трудовые права работников защищали профсоюзные организации различных уровней и профцентров: первичные профсоюзные организации принимали участие в 15 СТК (9%); территориальные (региональные) и отраслевые объединения – 25 СТК (15%). Динамика распределения данных по участию профсоюзов в СТК за последние годы демонстрирует снижение показателей, и рост числа СТК инициированных неорганизованными работниками.

Данный тренд экспертами НМЦ "ТК" объясняется следующим образом: большое количество СТК по праву, возникает в связи с грубым и очевидным неисполнением работодателями трудового законодательства, а именно: невыплата заработной платы, невыплата расчета увольняемым работникам при ликвидации предприятий и др. Действия в данных ситуациях более эффективны через надзорные органы и органы ОГВ. Однако при организации жёстких мер - забастовок или пикетов без профсоюза не обойтись.

Социальное партнерство в РФ представляет собой сложившуюся, постоянно развивающуюся систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления (далее по тексту для краткости используется аббревиатура ОГВ, кроме случаев, где необходимо особо указать на ОМСУ).

Анализ НМЦ «ТК» за три четыре года показывает, что органы государственной власти всех уровней, в качестве стороны социального партнерства, играют весомую, а порой решающую роль в урегулировании СТК. 

В 2018 году ОГВ всех ветвей власти приняли участие в разрешении 121 СТК (73%) (2016 год - 153 СТК (81%), 2017 год 137 СТК (78%)). Тем не менее, эксперты НМЦ отмечают общее снижение активности ОГВ в 2018 году (особенно после выборов Президента РФ).

В наблюдаемом периоде в 90 СТК (54%) работники обращались к работодателям, представителям органов государственной власти различных ветвей и уровней для урегулирования СТК, не применяя публичные общественно - активные акции протеста. Наиболее результативно для работников разрешались СТК после обращений в суды и прокуратуру, сопровождавшиеся вниманием со стороны и ОГВ различных уровней. Тем не менее, по сравнению с прошлыми годами, в 2018 году количество всех видов обращений снизилось.

По итогам 2018 года завершились 152 социально-трудовых конфликта. 23% СТК завершились полным удовлетворением требований работников, 60% СТК - частичным удовлетворением требований, в 17% СТК работникам было отказано от удовлетворения выдвигаемых требований. Распределение итогов СТК по праву и интересам.

Анализ динамики распределения итогов СТК демонстрирует, что за последние три года увеличивается доля трудовых конфликтов, завершившихся отказом от удовлетворения требований работников (с 9% до 17%).  Эти СТК связаны, как правило, с низким уровнем оплаты труда работников, снижением уровня оплаты труда, причинами экономического характера (ликвидация предприятий, сокращение работников), поэтому работодатели, не нарушая законодательства, отказывают работникам в удовлетворении их требований. По это группе СТК самая большая доля СТК по интересам: 50%. Вместе с тем, на 7% выросла доля СТК, в которых требования работников были полностью удовлетворены. В 97% таких СТК одной (или единственной) из причин стала невыплата заработной платы, что и объясняет высокую результативность разрешения. Также наиболее результативно для работников урегулировались СТК по праву, которые возникали из-за долгов по заработной плате (частичное удовлетворение требований или отказ объясняется тем, что СТК возникали по нескольким причинам, но устранялась только одна – задолженность по заработной плате) и нарушений условий труда. В СТК по интересам более результативно (хотя и частично) разрешались СТК, возникшие по причине снижения уровня оплаты труда. 31% (8 из 26) СТК, завершившихся отказом от удовлетворения требований работников, протекали на предприятиях государственной формы собственности, половина из них (4 СТК) – в Здравоохранении.

В течение 2018 года в российской экономике сохранялись негативные тенденции, оказывающие непосредственное влияние на формирование социально-трудовой обстановки в стране и развитие социально-трудовых конфликтов:

  • усиливающийся глобальный системный экономический негатив и новые экономические санкции со стороны ЕС и США, оказывали замедляющее воздействие на большинство отраслей реального сектора экономики, в том числе стратегические. Продолжилось снижение доступности кредитных ресурсов и иностранных инвестиций, сжимались объёмы оборотных средств, что вело к снижению деловой активности в целом, а уменьшение объёмов производства сказалось на ВВП и продолжило ухудшать экономическое положение предприятий в подавляющем большинстве отраслей;
  • финансовое состояние предприятий, завязанных на использование импорта (обрабатывающие производства, машиностроение, нефтегазовая отрасль, строительство, производство продуктов питания), продолжало ухудшаться;
  • в условиях продолжающегося кризиса увеличение количества ликвидируемых предприятий, предприятий-банкротов, предприятий, оптимизирующих производства и бизнес-процессы, вело к росту количества работников, высвобождаемых по сокращению без гарантий дальнейшего трудоустройства;
  • рост потребительских цен на продукты питания и товары, рост тарифов, инфляция способствовали дальнейшему снижению покупательной способности заработной платы работников, несмотря на данные Минтруда о реальном повышении доходов работников;
  • замедление потребительского спроса из-за снижения доходов населения вело к дальнейшему снижению объёмов производства в ряде отраслей экономики, ориентированных на потребительский рынок, за исключением сельского хозяйства.

Анализ данных по характеристикам социально-трудовых конфликтов в 2018 году, позволяет с большой степенью достоверности сделать среднесрочный прогноз развития социально-трудовой обстановки в РФ на первое полугодие 2019 года. При сохранении стагнационных экономических условий, отсутствии прорывных реформ и пробуксовывании в реализации «национальных проектов», негативные тенденции будут присутствовать и в сфере социально-трудовых отношений. Количество СТК не снизится, а формирование социально-трудовой обстановки будет характеризоваться:

  • дальнейшим сокращением работников на банкротных предприятиях и высвобождаемых без гарантии дальнейшего трудоустройства;
  • длительность возникающих СТК будет продолжать расти, а итогом большинства урегулированных СТК станет лишь частичное разрешение противоречий;
  • увеличением количества работников, работающих неполную рабочую неделю;
  • увеличением количества работников, находящихся в вынужденных отпусках;
  • увеличением количества сокращённых работников в автоматизируемых отраслях (банковские, финансовые и др. услуги);
  • усилением напряжённости и увеличением количества СТК в третичном секторе экономики (сфера услуг, торговля);
  • сохранением количества протестных действий работников;
  • потери рабочего времени из-за забастовок и приостановок работы будут расти.

Основными причинами возникновения СТК останутся невыплаты и задержки заработной платы, сокращения работников, банкротство предприятий. Вырастет число СТК по причинам снижения уровня заработной платы работников (после увеличения НДС и тарифов, что прежде всего приведет к росту цен на продукты и услуги ЖКХ), нарушения условий труда, особенно по несоблюдению режима рабочего времени и увеличению нагрузки.

Наиболее конфликтными отраслями экономики сохранятся Обрабатывающие производства, Строительство, Транспорт.

Уровень социально-психологической напряженности в моногородах не изменится. Количество участников протестных действий сохранится на уровне 2018 года.

Приведённый прогноз развития социально-трудовых отношений не учитывает влияние внешних по отношению к экономике Российской Федерации политических, экономических и военных факторов и основан исключительно на анализе полученных в результате мониторинга данных о социально-трудовых конфликтах, происходивших в 2018 году.

14 июня 2018 года Правительством РФ были приняты решения по рассмотрению законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (в части повышения нормативного пенсионного возраста). Согласно законодательной инициативе, повышение пенсионного возраста будет поэтапным и начнется с 1 января 2019 года. Возраст выхода на пенсию для мужчин будет увеличен с 60 до 65 лет к 2028 году. Пенсионный возраст для женщин - с 55 до 63 лет к 2034 году (стенограмма заседания Правительства РФ – www.government.ru). 16 июня законопроект № 489161-7 был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ (parliament.gov.ru). 19 июля - законопроект о повышении пенсионного возраста принят Государственной Думой РФ в первом чтении (duma.gov.ru). 29 августа Президент РФ В. Путин выступил с телеобращением, в котором изложил свою позицию по изменениям в пенсионном законодательстве (текст обращения - kremlin.ru). 6 сентября Президент РФ В. Путин внёс в Государственную Думу РФ поправки к проекту федерального закона № 489161‑7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (kremlin.ru). 26 сентября - законопроект о повышении пенсионного возраста принят Государственной Думой РФ во втором чтении (duma.gov.ru). 27 сентября - законопроект о повышении пенсионного возраста принят Государственной Думой РФ в третьем чтении (duma.gov.ru). 3 октября - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (gov.ru) и Президент РФ подписал Федеральный закон (kremlin.ru).

Решение Правительства РФ о проведении реформы вызвало негативную реакцию в российском обществе. С июня по октябрь 2018 года по всей территории РФ, не прекращаясь, активно проходили акции протеста против повышения пенсионного возраста. Научно-мониторинговым центром «Трудовые конфликты» обобщались и анализировались данные по протестным мероприятиям, их характеристикам и выявленным особенностям протекания. Динамика распределения количества зарегистрированных акций протеста в недельном разрезе отражена.

За этот период митинги, пикеты и другие акции были зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения. Наибольшее количество протестных акций состоялось в ПФО (150), ЦФО (116), СФО (114). Протестные мероприятия проходили в 83 субъектах РФ. Регионы, в которых состоялось наибольшее количество акций протеста, показано.

Всего НМЦ «ТК» было зарегистрировано более 680 акций протеста, по сообщениям СМИ и обобщенными автоматизированной системой сбора и обработки центра.

Организаторами общественных протестных мероприятий выступали региональные отделения политических партий (65%), территориальные и отраслевые организации профсоюзных центров (15%), общественные организации и движения (16%).

С целью дальнейшего развития теории и практики изучения и анализа социально-трудовых конфликтов, совершенствования и разработки новых механизмов использования системы социального партнёрства для гармонизации трудовых отношений, поиска эффективных инструментов прогнозирования, урегулирования и предотвращения конфликтов, 5 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге состоится Пятая международная научно-практическая конференция, которая проводится по инициативе Федерации Независимых Профсоюзов России и Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. В ее работе примут участие представители сторон социального партнёрства Российской Федерации (общероссийских отраслевых и территориальных объединений профсоюзов, работодателей, органов государственной власти); эксперты, учёные и специалисты по теме конфликтологии в сфере труда из Российской Федерации и из-за рубежа; представители Международного Бюро труда (МБТ МОТ), Международной конфедерации профсоюзов (МКП) и национальных профцентров зарубежных стран.

 


Возврат к списку