Материал к обсуждению системы разрешения коллективных трудовых споров

Материал к круглому столу по обсуждению системы разрешения коллективных трудовых споров в РФ

Федеральный и региональный уровни разграничили полномочия по урегулированию коллективных трудовых споров в соответствии с изменениями, внесенными в Трудовой Кодекс и вступившими в силу с октября 2006 года. 
Если на федеральном уровне есть сеть территориальных органов, целью которых является урегулирование коллективных трудовых споров, то на региональном уровне аналогичных структур нет (за исключением Москвы, где есть учреждение «Трудовой арбитражный суд по урегулированию коллективных трудовых споров». 
Данный материал подготовлен с целью обсуждения тех изменений, которые вытекают из разграничения полномочий в части урегулирования коллективных трудовых споров. Данные изменения призваны обеспечить функционирование системы урегулирования коллективных трудовых споров на региональном уровне.


Законодательство 
• Федеральное (более четкое написание ст.407 ТК в части ответственности уровней, кроме того, более четкое обозначение функций посредника, его полномочия и ответственность, выравнивание прав посредника и трудового арбитра ст.405 и др.), 
• Региональное (Законодательство о социальном партнерстве, включение соответствующих статей о процедурах урегулирования КТС, регламентирование участия региональных властей, регламентирование привлечения лиц, выполняющих функции посредников и трудовых арбитров), 
• нормативно-правовые акты, соглашения, договора, локальные нормативные акты (включение в региональные соглашения, по типу Московского трехстороннего соглашения, пункт об обращении в … в случае возникновения КТС) 

Субъекты, имеющие отношения к разрешению трудовых споров 
• Региональные администрации (соответствующие структуры), 
• Правовые департаменты в объединениях профсоюзов 
• Правовые отделы или юристы у каждого из работодателей, как правило, в РФ объединениях работодателей нет правовых отделов. 
• Трудовые инспекции в регионах (соблюдение трудового законодательства) 
• Региональные структуры по урегулированию КТС (федеральные предприятия, аналога на региональном уровне нет) 
• Трехсторонние комиссии (по идее и по ТК могут принимать участие в разрешении трудовых споров, ст.27 ТК) 
• Гражданские суды 
• Специализированный трудовой арбитраж (варианты см. ниже) 

Имеющиеся структуры реализуют позицию одной из сторон (администрации, работников, работодателей). Трудовые инспекции в регионах имеют цель контроль соблюдения трудового законодательства, т.е есть ли нарушение норм ТК. Суды могут рассматривать аналогичные вопросы индивидуальных споров и рассматривать законность (незаконность) забастовки при коллективном трудовом споре. 
Но коллективные споры чаще всего имеют основы спора интересов, которые не рассматриваются судами и инспекциями по труду. 
Структуры, занимающиеся разрешением трудовых споров, представлены во всех европейских странах. В Великобритании, Германии, Франции, Италии есть специальные суды. Вместе с тем, большое внимание уделяют посредническим процессам – методам урегулирования спора в досудебном порядке. В Финляндии при численности занятых в 2,5 млн. человек и минимальном числе забастовок государство финансирует работу трудового суда. Среди задач суда урегулирование споров в досудебном порядке, попытка достижения консенсуса конфликтующих сторон по спорным вопросам. 
В РФ в связи с переносом большего объема ответственности за разрешение КТС на региональные власти целесообразно рассмотреть вопрос о создании региональных специализированных структур, содействующих урегулированию КТС. 


Варианты структуры, обеспечивающей процедуры урегулирование коллективных трудовых споров на региональном уровне 

Финансовое участие региональных властей в урегулировании коллективных трудовых споров предусматривается в соответствии с Федеральным законом 184-ФЗ с поправками и дополнениями (ред. от 29.12.2006, статья 44). 

Для всех вариантов необходимым шагом является формирование списка трудовых арбитров (нештатные специалисты, прошедшие обучение и официально утвержденные). 

1 вариант. 
Обеспечения работы посредников и трудовых арбитров возлагается на соответствующую структуру в исполнительном органе региональной власти. 

2 вариант. 
Обеспечения работы посредников и трудовых арбитров возлагается на аппарат трехсторонней комиссии (ст. 27 ТК). Задача – вовлечение социальных партнеров в процессы урегулирования КТС, информирование социальных партнеров о финансовой и социальной ситуации на предприятиях региона. 

3 вариант. 
Три стороны выступают учредителями специализированной структуры по разрешению коллективных трудовых споров. Финансирование текущей деятельности, исходя из опыта всех стран, осуществляется в большей степени бюджетом (в ряде стран – федеральным, в других – региональным). 

Регламентирование процедур урегулирования КТС, требующих участия региональных властей 
(Методология должна быть унифицрованна по всем регионам) 

Формирование списков трудовых арбитров. 
Разработка регионального положения о Трудовых арбитрах и их функциях; 
Требования к арбитрам; 
Подбор и согласование вхождения в список трудовых арбитров; 
Обсуждение на трехсторонней комиссии и утверждение списка; 
Доступность списка трудовых арбитров; 
Оформление документов, подтверждающих права трудового арбитра. 
Требования к методике обучения; 
Конкурс на обучение и контроль процесса обучения трудовых арбитров; 
Поддержание связи с арбитрами. 
Оформление привлечения трудового арбитра для разрешения коллективного трудового спора. 

Регламентация процедур привлечения трудовых арбитров 
Разработка регламента участия регионального бюджета в разрешении коллективного трудового спора: оформление обращения, оформление участия регионального уровня, привлечение трудового арбитра по заявлению сторон спора, заключение договора с трудовым арбитром, финансирование работы арбитра, регламент временного освобождения трудового арбитра от занятости по основному месту работы (взаимоотношение с работодателем трудового арбитра, отвлекаемого для выполнения функций арбитра в другой организации?).


Финансирование процедур урегулирования коллективных трудовых споров 

Финансовое участие региональных властей в урегулировании коллективных трудовых споров предусматривается в соответствии с Федеральным законом 184-ФЗ с поправками и дополнениями (ред. от 29.12.2006, статья 44). 

Финансирования за счет регионального бюджета требуют следующие процедуры: 
• Обучение трудовых арбитров; 
• Компенсация трудовым арбитрам, привлекаемым для выполнения функций посредника или трудового арбитра в трудовом арбитраже; 
• Командировочные расходы трудового арбитра (если КТС происходит не в городе проживания трудового арбитра); 
• Финансирование временного места для работы трудового арбитра (компьютер, подключенный к юридической базе, с возможностью подготовить и распечатать, копировать документы, оплата услуг связи и т.п.); 
• Содержание деятельности некоторого аппарата (в зависимости от варианта структуры); 

 

Возврат к списку